Тандем
больших денег и гения.
Rolls-Royce Motor Cars Ltd - компания, специализирующаяся на выпуске
автомобилей-люкс под маркой Rolls-Royce.
За более чем 100 лет существования компания Роллс-Ройс заслужила
репутацию одного из лучших производителей элитных автомобилей.
Rolls-Royce – это настоящая легенда автомобильного мира. Всего было
выпущено немногим более 20 моделей этого автомобиля за многолетнюю историю
марки, что разительно отличается от того, с какой скоростью другие известные
автомобильные бренды выпускают новые модели. Тем не менее, Rolls-Royce никогда
не гнался за количеством в ущерб качеству. Марка в первую очередь
ассоциировалась с престижем, и это продолжается вплоть до сегодняшнего дня, а
потому компания всегда старается довести каждую модель до совершенства.
Основана компания 4 мая 1904 года и названа по именам ее
создателей: Чарльза Стюарта Роллса (Charles Rolls) –
аристократа, талантливого предпринимателя (торговля автомобилями), успешного
гонщика, летчика-пионера и
Фредерика Генри Ройса (Henry Royce) -
талантливого инженера автомобилиста, владельца небольшой автомобильной
фабрики.
Две сплетенные буквы "R" и прописи, сделанные академическим
шрифтом, в логотипе компании до 1933 года находились на красном фоне. После
смерти последнего из основателей, Ройса, фон стал черным
В результате слияния капитала и таланта на свет может появиться хорошая
вещь. Но только тандем больших денег и гения дает поистине прекрасные творения.
А в 1905 году увидел свет первый Rolls-Royce. Фурора он не произвел и
даже не особенно запомнился публике. Как и все автомобили того времени, агрегат
напоминал большую неуклюжую карету.
С 1904-1906 год новая компания Rolls-Royce LTD
выпускает несколько моделей: 12PS, 15PS, 20PS, 30PS - небольшие двухцилиндровые
машины, а так же автомобили с трехцилиндровыми (было выпущено только 6 таких
автомобилей) и четырехцилиндровыми моторами, с "шестеркой", состоящей
из двух блоков - по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый
"Легалимит".
Новые автомобили "люкс" быстро завоевали успех на рынке. Их
хорошая репутация возросла с победами в автогонках. Первой смогла добиться
триумфа в авторалли "Турист Трофи" в 1906 году легкая
четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20 PS (водитель Ч.С. Роллс) с мощностью
двигателя 20 л.с. За ним последовал новый рекорд в авторалли "Монте-Карло
- Лондон", а так же победы в США, включая "Сильвер Трофи" в
Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во
Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе
"Ройс-Прототип", которых до 1907 года было выпущено около 100
экземпляров.
Но подлинное рождение легендарной марки произошло
несколько позже в 1906 году благодаря блестящим инженерным талантам Ройса,
когда компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под
заводским номером 60551.
Его тринадцатый экземпляр (1907) создан при участии фирмы «Баркер»,
снабдившей шасси открытым пятиместным кузовом и окрасившим корпус в серебряный
цвет (посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после
тщательнейшей отделки вручную). Этот «Серебряный Призрак» (Silver Ghost), стал
едва ли не самым известным автомобилем в мире, в котором изысканность и совершенство
линий сочеталось с высочайшим качеством материалов и сборки, а конструкция
шасси была создана классически просто. Сделанный Генри Ройсом мотор из двух
3-цилиндровых блоков с алюминиевым (редкость в то время!) картером, оснащенный
двумя свечами в каждом цилиндре с двойной системой зажигания — трамблерной и от
магнето, обеспечивал «Серебряному призраку» почти бесшумный и плавный ход.
Знатоки сочли важнейшей деталью автомобиля коленчатый вал, сделанный с такой
превосходной уравновешенностью, что левая и правая его части были идеально
похожи.
Вскоре этой машине дали необычное имя - "Silver
Ghost" (Серебряный Призрак). Все восхищались этим автомобилем за его
бесшумность и плавность хода, но что более важно, за его надежность.
В 1907 году на решетке радиатора появилась первая
эмблема Rolls-Royce, состоящая из двух букв «R».
В 1911 году на капоте появилась фигурка – «Летящая леди». Она была
создана по заказу известного аристократа, патрона автомобильного движения
Англии, лорда Монтегю. Он заказал ее известному художнику Чарльзу Сайксу. Идея
эмблемы не приходила до тех пор, пока художник сам не прокатился на этом
автомобиле. Тогда он понял, что символом должна быть летящая богиня. Богиня
скорости, удачи, богатства, богиня тех, кто на самой вершине жизни. Образом для
статуэтки стала любовница самого лорда Монтегю – Элеонора Торнтон. В итоге
фигурка была названа Flying Lady of Ecstasy, что дословно можно перевести как
«Леди, летящая в экстазе». Таковой она навсегда и осталась. В 30-х годах «Серебряная леди» преклонила колени. Это произошло на
модели Rolls-Royce Phantom III, которая развила скорость в 150 км/ч. Стоящая в
полный рост фигурка выглядела уже негармонично. В наши дни все модели роллс-ройса комплектуются специальным устройством,
который позволяет с помощью кнопки спрятать фигурку Леди под капотом.
"Silver Ghost" заявил о себе на весь мир участием в
2000-мильной гонке по всей Англии, показавшей и его выдающиеся спортивные
способности. В Британии автомобиль выпускался до 1925, а в Соединенных Штатах в
1920-1926 годах.
Конструкция, тип кузовов, отделка постоянно менялись, а качество всегда
оставалось не просто высоким, а недостижимым.
Небольшие серии получали названия:
«Лондон—Эдинбург» (в честь автопробега в 1911), «Альпийский орел» (Alpine Eagle; в честь альпийского ралли 1913), для Индии выпускался «Колониал» (Colonial). На шасси последней модели во
время Первой мировой войны для британских вооруженных сил выпускались броневики
«Континентал» (Continental).
"Silver Ghost", стал, едва ли не самым
известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его
как "лучший автомобиль в мире".
Продажи легендарного Silver Ghost превзошли все
ожидания и маленький заводик на улице Крук стал "маленьким". После
долгих поисков, Ройс решил построить новый завод в Дерби, участок под
строительство был куплен на Найтингейл Роуд. Ройс сам занимался его
проектированием.
В 1910 году Роллс трагически погиб в авиакатастрофе, но Ройс продолжил
разработку Ghost и переориентировал компанию на другие сферы деятельности -
конструирование и разработка авиационных двигателей. Такие модели двигателей как Eagle, Falcon и Condor, достаточно быстро
завоевали такую же репутацию, как и автомобили под маркой Rolls-Royce.
После окончания войны компания возобновила производство автомобилей и
продолжала расти. Были произведены новые модели престижных машин Phantom
I (Фантом I) с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхними
клапанами.
В 1921 г. компания Rolls-Royce перешагнула через океан и построила
дополнительный завод в Спрингфилде, Масачусетс.
* Это американский Rolls-Royce, выпущенный на
единственном в истории зарубежном заводе компании. И кузов у него американский,
от Brewster. Завод в Спрингфилде закрылся во время Великой Депрессии.
В 1922 компания выпускает и небольшой автомобиль с 6-цилиндровым мотором
рабочим объемом 3,1 литра, имевший хороший сбыт и по числу продаж обогнавший
престижные модели.
Чтобы удовлетворить потребность в небольших
автомобилях в Великобритании Ройс создал модель Twenty / Твенти, мощностью 20
л.с. ("бэби Rolls-Royce / Роллс-Ройс"). Машина сохранила все
стандарты Rolls-Royce / Роллс-Ройс, она бесшумна, комфортна и легка в управлении.
Его отличные технические характеристики при малом размере (максимальная
скорость 62 км/час) сделали Twenty / Твенти очень популярным среди
автомобилистов. Всего с 1922-1929 было произведено 2940 автомобилей.
В 1929 была представлена модель 20/25 с увеличенным
объемом, что делало автомобиль значительно быстрее (максимальная скорость свыше
75м/ч). Всего до конца производства в 1936 году было выпущено 3827 автомобилей.
В 1936 году была представлена модель 25/30 л.с. с 6 цилиндровым двигателем
(произведен 1201 автомобиль).
В 1925 году последователем модели Rolls-Royce 40/50
Silver Ghost был величественный и очень дорогой Rolls-Royce Phantom I (Фантом
I) с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхними клапанами.
Машина не имела очень большого успеха из-за старомодного дизайна и недостаточно
хорошей управляемости. Выпускалась с 1925 по 1929 г.
В 1929 году появляется модель «Фантом II» с двигателем
на 20% мощнее своего предшественника. Новый флагман получил обновленное шасси,
освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор — по сути, именно его
имеет смысл считать первым по-настоящему новым «большим Роллс-Ройсом»,
появившимся в линейке предприятия с 1906 года. Новый рядный двигатель «Стрейт
6» объемом 7,7 литра с клапанным механизмом верхнего расположения, представлял
собой моноблок, соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач на
поздних версиях имел алюминиевую головку. Силовой агрегат развивал около
100-120 л.с., автомобиль имел максимальную скорость 120 км/ч. «Фантом II»
собирали до 1936 года, в этот же временной период выпускался и преемник
«легкой» модели — 20/25 PS, а его последующая реинкарнация — Rolls-Royce 25/30
PS — практически совпала с появлением Phantom III.
Серия «Phantom» производилась с 1925 по 1968 годы.
Отечественному читателю интересно узнать, что два
автомобиля «Роллс-Ройс», на которых возили В. И. Ленина, не были, как выяснил
известнейшей историк автомобилестрое-ния Л. Шугуров, «экспроприированы», а
специально заказаны в Англии за огромные для голодающей России деньги, то есть
без «роллс-ройса» глава советского правительства как бы уже и не считал себя
равным остальным повелителям мира.
Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные
покупатели не так пострадали от «Великой депрессии» компании и в кризисные 30-е
годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке.
|